Телемост ЦУП - Хьюстон | ||||
5 декабря в Центре управления полетами ЦНИИмаш (г.Королев) стостоялась пресс-конференция в формате телемоста с Космическим центром Джонсона (г.Хьюстон, США), посвященная планируемой длительной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) весной 2015 года. В конференции приняли участие:
Российские врачи обозначили и согласовали со всеми партнерами по программе Международной космической станции (МКС) риски для человеческого здоровья, которые будут подстерегать членов экипажа, стартующего в 2015 году на станцию, сообщил журналистам глава Института медико-биологических проблем (ИМБП) Игорь Ушаков, передает РИА Новости. "Два члена экипажа, выбранные для осуществления годовой миссии на МКС, столкнутся с рядом рисков для их здоровья. Это касается возможных проблем с опорно-двигательным аппаратом, в частности с риском развития раннего остеопороза, снижения мышечной силы и аэробной выносливости", — сказал Ушаков. Кроме того, по его словам, космонавтов подстерегает риск изменения и частичной дисфункции сенсомоторного аппарата. Также существует риск нарушения зрения, вызванный микрогравитацией или нарушением внутричерепного давления. В области питания на орбите существует риск нарушения психического здоровья и усвоения питательных веществ, связанный с невозможностью обеспечить требуемое количество, качество и разнообразие еды. По словам Ушакова, есть также риски по оказанию независимой медицинской помощи. "Он связан с невозможностью обеспечить надлежащее медобслуживание в течение всей миссии — включая обучение на борту, диагностику и само лечение", — отметил Ушаков. Кроме того, по его словам, существует ряд проблем, связанных с воздействием радиации. Это связано с возможными дегенеративными изменениями тканей, связанных с радиационным воздействием. Также медики прогнозируют риски воздействия токсической окружающей среды в условиях длительного полета. Это касается воздействия технической пыли, химических веществ и различных возбудителей инфекционных заболеваний, возможных на станции.
Медики также предупреждают о рисках, связанных с автономным выживанием в чрезвычайных ситуациях. "Это также медицинские риски, связанные с отказом системы жизнеобеспечения, а также случаи чрезвычайных ситуаций — пожара, разгерметизации или токсической атмосферы. Список рисков завершают проблемы, связанные с гипогравитацией", — заключил Игорь Ушаков. Годовой полет экипажа из двух космонавтов, намеченный на весну 2015 года, потребует возврата к существовавшей на российской станции "Мир" технологии мытья тела и головы, сообщил журналистам начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, передает РИА Новости. В настоящее время на Международной космической станции нет душевой кабины, члены экипажа поддерживают гигиену с помощью влажных подогретых салфеток. На российской станции "Мир", затопленной в океане, была смонтирована полноценная душевая кабина.
"Осуществление годового полета потребует возврата к полноценному мытью тела и головы. Этот вопрос мы сейчас обсуждаем с нашими американскими партнерами", — сказал Краснов. Дублером Михаила Корниенко, который весной 2015 года отправится в годовой полет на МКС вместе с астронавтом НАСА Скоттом Келли, станет российский космонавт Сергей Волков. Об этом, отвечая на вопросы РИА Новости, сообщил сам Михаил Корниенко в подмосковном Центре управления полетами. "Да, я знаю, кто будет моим дублером, это Сергей Волков", — сказал космонавт. Вместе с тем, напарник Корниенко по годовому полету Скотт Келли до сих пор не знает, кто будет его дублером. Об этом он сообщил в ходе телемоста, организованного с целью популяризации годового полета Роскомосом и НАСА. "Я пока не знаю, кто будет мой дублер, такое решение еще пока не принято, идет подбор кандидатов", — сказал Келли. http://www.ria.ru/science/20121205/913581327.html, http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/3872/
------------------------------------------------- Связанные материалы: Долететь до Марса
Россиянин и американец проведут целый год на Международной космической станции Наталия Ячменникова, Опубликовано в Российской Газете (столичный федеральный выпуски) N5953 от 5 декабря 2012 г. http://www.rg.ru/2012/12/05/mars.html Россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли вошли в опытный экипаж, который весной 2015 года отправится в годовую экспедицию на МКС. О том, будут ли их специально готовить медики, рассказывает директор Института медико-биологических проблем РАН, член-корреспондент РАН Игорь Ушаков: - Какой-то специальной подготовки не планируется. Для нашей страны это далеко не первый годовой полет: 365 дней летали космонавты Владимир Титов и Муса Манаров, 380 суток - Сергей Авдеев и, наконец, 438 суток - Валерий Поляков. Так что опыт большой. Правда, то были полеты на других станциях, а вот на МКС - впервые. И это принципиальный момент. Почему? Ученые столкнулись на МКС с новыми медицинскими рисками, которые не отмечались прежде. Так, по публикациям американских исследователей, у некоторых астронавтов после полета на какое-то время отмечалось падение остроты зрения. Потом эти функции восстанавливались. Медики как это объясняют? Игорь Ушаков: Есть более десяти трактовок. Многие, в том числе и я, считают, что это феномен "последней капли": когда какая-то дополнительная нагрузка может изменить градиенты артериального, венозного, внутричерепного глазного давления. Но это сложный вопрос, на который пока современная космическая физиология однозначного ответа не дала. Этот феномен интенсивно изучается учеными. Будет изучаться и в годовом полете: разработаны специальные методики. Как будут космонавты поддерживать физическую форму? Игорь Ушаков: На станции существует интегрированная система специальной профилактики. Оборудование постоянно совершенствуется. Так, появится новая российская "бегущая дорожка", у которой технические параметры на порядок выше, чем сейчас. Мы связываем с ней большие надежды. Уже в 2013 году на МКС доставят несколько новых приборов. А бортовая аптечка изменится? Игорь Ушаков: Набор стандартный. Но мы серьезно продумываем вариант дополнительной медицинской укладки, которая учитывала бы индивидуальные особенности Корниенко и Келли. В свое время НАСА выделило 1,74 млн долларов на создание "бортового психотерапевта". Есть ли у нас такая аппаратура? Как будет поддерживаться психологическое состояние опытного экипажа?
Игорь Ушаков: Да, такая разработка есть. Это автоматизированная консультативная система, с помощью которой разыгрываются различные конфликтные ситуации. Но она носит пассивный характер. Как показывает практика, космонавты предпочитают все-таки иметь дело с "живым" психологом. Аппендицит у космонавта должен быть вырезан?
Игорь Ушаков: По оценкам специалистов, вероятность заболевания, требующего серьезного врачебного вмешательства, примерно составляет 7 процентов в год. У семи человек из 100 здоровых в год может воспалиться аппендикс, зашевелиться где-то камешек... То есть может потребоваться оперативное вмешательство. Но я напомню: один из "Союзов" на станции постоянно находится в страховочном режиме. И если что, заболевшего спустят на Землю обычным порядком, сделают все в нормальных земных условиях. Годовой полет можно рассматривать как продолжение эксперимента Марс-500? Игорь Ушаков: Конечно. По сути, будет проводиться оценка возможностей человека, приближающая нас к полету на Марс и дальше. Кстати, совместно с американскими исследователями мы планируем оценить физические возможности космонавтов сразу после приземления. Это так называемый проект "Fieldtest" - полевое исследование. Космонавты должны будут выполнить тесты, которые в определенной степени смоделируют попадание человека в среду с частичной гравитацией. Подобное никогда раньше не делалось. В космос всей семьей Наталья Веденеева, Опубликовано в газете «Московский Комсомолец» № 26110 от 5 декабря 2012 г. http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/12/04/782848-v-kosmos-vsey-semey.html Будущим покорителям Красной планеты создадут иллюзию домашнего очага
Через три года космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли полетят на МКС на 12 месяцев. А у ученых по-прежнему масса вопросов. Вот лишь некоторые: как сделать так, чтобы в результате длительного отсутствия земного притяжения у человека не атрофировались мышцы и костная система, как защитить кроветворную систему от губительного воздействия космической радиации, как поддержать иммунитет? — Безусловно, мы будем использовать в нашей работе опыт Валерия Полякова, — говорит заместитель директора ИМБП РАН Борис МОРУКОВ. — Он летал 437 суток и вернулся тогда на Землю даже в лучшем состоянии, чем некоторые космонавты, которые возвращаются после 6-месячных экспедиций. Но надо учитывать, что Поляков — уникальный космонавт. Итак, Корниенко и Келли на орбите придется очень много работать физически, чтобы укреплять кости и мышцы, возможно, принимать какие-то препараты для поддержания организма. Кроме того, разрабатываются методы физической защиты от радиации. По словам Морукова, это может быть наружный экран, полиэтиленовый блок, за которым космонавты станут прятаться при вспышках на Солнце. Но, кроме этого, они, возможно, весь год будут тренироваться высаживаться на поверхность виртуального Марса: надев стереоочки и запустив на лэптопах специальную программу, станут день за днем «совершать посадку» на красную поверхность чужой планеты, дистанционно управлять роверами, брать образцы почвы. На Земле же специалисты ИМБП создали аналогичный виртуальный комплекс. Одним из первых его испытал репортер «МК». Здесь можно детально смоделировать будущую работу космонавтов на Красной планете. — Итак, мы приземляемся в кратер Гусева, — комментирует наше «путешествие» по Красной планете ведущий научный сотрудник отдела психофизиологии и оптимизации профессиональной деятельности операторов ИМБП Вадим ГУЩИН. Вдруг наш ровер наехал на большой марсианский камень — нас резко качнуло вправо (на фото). Потом мы направились к глубокому каньону… Вот вдали что-то виднеется. По легенде, созданной программистами для космонавтов, на Марсе уже построен жилой модуль, буровая установка для взятия глубинных образцов. Мы пытаемся пристыковаться к жилому модулю, чтобы не выходить на поверхность Марса: все-таки радиация, морозы под -150 градусов... Кстати, когда Корниенко и Келли вернутся на Землю, их «виртуальная» программа возможно продолжится. Вместо традиционной реабилитации они облачатся в скафандры и отправятся работать в марсианский модуль у нас в России или в США. Но, как известно, хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает. А лучший отдых в условиях полета, особенно дальнего, — это психологическая разгрузка. В годовом полете при помощи той же трехмерной реальности, которую мне представили в институте, ученые воссоздадут в жилом отсеке МКС лесную тропинку, а может, и родную квартиру космонавта — с бегающими из комнаты в комнату детишками, с супругой, разливающей по чашкам чай... При этом есть возможность соединить 3D-картинку с ходьбой по беговой дорожке в сопровождении звуков квартиры или природы. Мне же в тестовом режиме предложили опуститься на дно Красного моря. Этот ролик также может быть доставлен на борт космической станции, если руководство Роскосмоса одобрит идею ученых. «Известия» от 02.12.2012 http://izvestia.ru/news/540730 Над пилотами россиянином Михаилом Корниенко и Скоттом Келли, которых весной 2015 года должны отправить на год на Международную космическую станцию (МКС), собираются провести экстремальный эксперимент, рассказали «Известиям» в Институте Медико-биологических проблем РАН (ИМБП РАН), который уже основательно подготовился к нему. Впервые в истории мировой космонавтики реабилитацию после приземления планируют отложить, а космонавтов — заставить еще поработать. Обычно, независимо от длительности полета, после приземления спусковой капсулы космонавтов отправляют в реабилитационный центр — невесомость «крадет» мышечную и костную массы, а также нарушает работу вестибулярного аппарата. Годовое воздействие невесомости делает космонавтов практически не способными к нормальной жизни в условиях гравитации. Вместо массажей, восстановительных процедур и тренировок в щадящем режиме космонавтов хотят заставить работать по полной программе — их отправят в ИМБП РАН, изолируют в том же месте, где проходил эксперимент «Марс-500». Пилотам предстоит сымитировать реальную программу работы на Красной планете. ИМБП РАН уже подготовил для этого новый симулятор — «Комплекс виртуальной высадки», который собеседник «Известий» называет «уникальной стендовой базой». — Это соединенное с гермокамерой пространство, внутри огромный стереоскопический экран, платформа с тремя степенями свободы, которая позволяет моделировать движения кресел в зависимости от виртуальных событий — езду на ровере по поверхности планеты или процесс захода на посадку. Полностью воссоздаются кинестетические и физические ощущения, — описывает изобретение сотрудник института. Кроме того, на площадке будут отработаны нештатные ситуации: например, метеоритный дождь или пылевая буря. При этом во время всех операций у космонавтов будут не только проверять сохранность навыков, но и измерять их физиологическое и психическое состояние. Станет понятно, как длительное пребывание в космосе влияет на эффективность космонавтов. Более-менее точно рассчитать это можно будет с учетом поправки на то, что сила тяжести на Марсе составляет 0,33 от земной. О том, что подобный эксперимент планируется, знает ведущий научный сотрудник отдела психофизиологии и оптимизации профессиональной деятельности операторов ИМБП Вадим Гущин: — После длительной невесомости физическое состояние, естественно, не будет таким же, как перед полетом. Даже во время двух-трехмесячного полета происходит потеря мышечной и костной массы, наблюдаются другие нарушения. А операции, которые будут выполняться на другой планете, имеют критическое значение, поэтому так важно выяснить, как скажется нахождение человека на значимой операторской деятельности. Эти операции действительно можно отработать в условиях тестового стенда. В РКК «Энергия», по словам собеседника «Известий», поддержали проект. Но основательных переговоров с НАСА не было — их пока просто уведомили о проекте. Многое зависит от презентации американцам вириального центра в ИМБП РАН, которая должна состояться в ближайшее время.
|