27 апреля в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция «Космическая медицина: от Гагарина – до Марса».
Участниками мероприятия выступили директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, академик РАН Олег ОРЛОВ, заместитель директора по науке ИМБП РАН, летчик-космонавт,
Герой Российской Федерации Олег КОТОВ и заведующий отделом сенсомоторной физиологии и профилактики ИМБП РАН Елена ТОМИЛОВСКАЯ.
Первый годовой эксперимент по изоляции экипажа для моделирования полета на Луну по программе SIRIUS начнется в конце 2022 – начале 2023 годов, сообщил директор ИМБП РАН Олег Орлов.
«И мы планируем, чтобы к концу 2022 года, или, может быть, началу 2023-го начать годовую изоляцию. Обсуждаем это с коллегами в настоящее время».
Проект SIRIUS (Scientific International Research In Unique terrestrial Station) проводится совместно ИМБП и NASA в кооперации с космическими агентствами России,
Германии и Канады, предприятиями космической отрасли при участии специалистов из РФ, США, Германии, Франции, Италии и других стран.
Подготовка научных экспериментов на борту Международной космической станции (МКС) у России занимает в три раза больше времени, чем у ее партнеров по проекту, заявил Олег Котов.
«Мы, к сожалению, упираемся в проблему достаточно тяжелого согласования прохождения появления новых экспериментов на борту МКС. У наших партнеров по станции - НАСА и ассоциированных партнеров
американского сегмента - время между принятием решения на проведение эксперимента и полетом достигает двух-трех лет, у нас это может достигать семи, иногда восьми лет…
Понятно, что за это время, пока мы готовим этот эксперимент, во многом и актуальность, и научная аппаратура устаревают».
Модуль с центрифугой короткого радиуса, создающей искусственную гравитацию, может быть создан в составе новой российской орбитальной станции, рассказал Олег Орлов.
«Искусственная гравитация. Доказано, что это может оказаться эффективным и главным элементом профилактики будущих полетов.
У нас с корпорацией «Энергия» разработан проект по размещению центрифуги короткого радиуса, то есть устройства, которое позволяет создавать искусственную гравитацию на определенный
промежуток времени, в трансформируемом модуле… мы сейчас обсуждаем вероятность его размещения как составной части структуры российской орбитальной станции», - сказал он.
В настоящее время такая центрифуга проходит испытания в ИМБП.
Освоение Луны не должно быть самоцелью, на ней нужно отрабатывать технологии для будущего покорения Марса, считает Олег Котов.
«[Илон Маск] говорит очень правильно, и мы тоже должны, когда говорим о Луне, держать в голове Марс, потому что Луна не самоцель, это все лишь один из этапов освоения космоса.
Нельзя ограничивать себя и строить программу или стратегию, только ограничиваясь Луной», - сказал Котов на пресс-конференции.
Космонавт уверен, что в освоении Луны нужно придерживаться «философского подхода» и понимать, что «мы летим туда, чтобы полететь дальше».
Лунные экспедиции нельзя сводить к вопросу о том, что человечество собирается получить именно на ней.
Короткие экспедиции на будущей российской орбитальной станции ограничат возможности по подготовке полетов отечественных космонавтов в дальний космос, считает Олег Котов.
«К сожалению, настораживает факт, что «Роскосмос» в данный момент планирует использовать эту станцию в посещаемом режиме и с короткими продолжительностями нахождения там экипажа,
что фактически ограничивает наши возможности для проведения медико-биологических исследований длительных и сверхдлительных полетов,
которые абсолютно необходимы для того, чтобы готовиться к дальним перелетам в сторону Марса».
Киборгизация необходима для будущих полетов в космос, но ее стоит рассматривать не только как внедрение в тело человека искусственных элементов, расширяющих его возможности,
а как интеграцию космонавта в корабль, считает Олег Орлов. «Предлагаем рассматривать человека и космический аппарат как некую единую систему и с этой точки зрения применение
информационных технологий, искусственного интеллекта, которые должны быть заложены туда, в том числе и для задач медицинского обеспечения в условиях автономного космического полета,
это тоже элементы киборгизации, которыми надо будет заниматься самое ближайшее время».
Риск фатального исхода при пилотируемых полетах к планетам будет увеличиваться пропорционально расстоянию, заявил Олег Котов.
«Слова Илона Маска в данном случае можно интерпретировать в том, что, да, риск фатального исхода при дальних полетах будет пропорционально увеличиваться. Это тоже некая закономерность,
но отнюдь не умаляет того, что нужно приложить все силы, чтобы его (риск - ред.) минимизировать».
ИМБП имеет огромный опыт сотрудничества в области космической медицины и биологии с различными иностранными и российскими структурами.
ИМБП РАН является членом консорциума Научный центр мирового уровня (НЦМУ) Павловский центр «Интегративная физиология – персонализированной медицине,
высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости», выполняющего исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития РФ.
«Мы сейчас пытаемся соединить все физиологические исследования, начиная от молекулярной биологии и заканчивая психологией, и осуществить глубокий и всеобъемлющий анализ проблем…,
связанных со стрессом, борьбой с ним и его профилактикой.
Это очень актуальная проблема в настоящее время, особенно учитывая пандемию…», - сообщает Елена Томиловская.
Полную видеозапись конференции можно увидеть по ссылке:
http://pressmia.ru/pressclub/20210427/953192779.html
|