ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИСТОРИЯ
ГНЦ РФ - ИМБП РАН
НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПИЛОТИРУЕМЫЕ
ПОЛЕТЫ
ИННОВАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наземная подготовка космического эксперимента

Целями работ на стадии наземной подготовки КЭ являются:

  • создание НА;
  • подготовка ПКК для проведения конкретного КЭ;
  • подготовка средств наземного обеспечения КЭ и средств приема и обработки научных материалов, которые будут получены в процессе КЭ;
  • разработка, согласование и выпуск технических и организационных решений для обеспечения работ на этой и последующих стадиях подготовки КЭ;
  • подготовка экипажа.

Наземная подготовка КЭ состоит из трех этапов:

Работы на отдельных этапах выполняют в сроки, определенные техническим заданием на КЭ, при условии обеспечения их своевременного финансирования.

Разработка, изготовление, наземная отработка и поставка научной аппаратуры (НА)

Заказчиком НА является предприятие или организация, определяемая решением федерального органа исполнительной власти в области космической деятельности.

НА, предназначенную для проведения КЭ на борту ПКК, как правило, специально разрабатывают. В НА может быть включено, при необходимости, и стандартное (покупное) оборудование серийного производства.

Техническое задание на НА должно соответствовать техническому заданию на КЭ в части технических требований к НА, обеспечивающей выполнение задач КЭ. Техническое задание на НА должно быть согласовано с головным предприятием-разработчиком ПКК, тематической секцией КНТС и утверждено организацией-постановщиком КЭ.

Техническое задание на НА должно содержать:
а) наименование НА, шифр и основание для разработки;
б) цель разработки и обозначение НА;
в) технические требования к оборудованию:

  1. состав приборов и агрегатов;
  2. требования по назначению;
  3. конструктивные требования;
  4. требования по технологичности;
  5. требования к электрической и магнитной совместимости;
  6. требования устойчивости и стойкости к внешним воздействиям;
  7. требования по надежности;
  8. требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике;
  9. требования по эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта;
  10. требования по транспортабельности;
  11. требования по безопасности и экологической защите;
  12. требования к наземной испытательной аппаратуре;
  13. требования по стандартизации и унификации;
  14. технико-экономические требования;
  15. требования по видам обеспечения:
  16. требования к метрологическому обеспечению;
  17. требования к математическому, программному и информационному обеспечению;
  18. требования к сырью, материалам и комплектующим изделиям межотраслевого применения;
  19. требования к консервации, упаковке и маркировке;
  20. требования к учебно-тренировочным средствам;
  21. этапы выполнения работ; :
  22. порядок выполнения и приемки этапов.

В приложениях к ТЗ помещают, при необходимости, блок-схемы, характеристики электрических и других сигналов обмена, различные расчетные зависимости, эскизы, таблицы и другие формы дополнительной информации, способствующей правильному и полному изложению требований ТЗ.

Оборудование, предназначенное для проведения КЭ, подлежит приемке ПЗ при предприятиях-изготовителях. При отсутствии представительства заказчика на предприятии-изготовителе допускается приемка оборудования с представителями заказчика при входном контроле на головном предприятии-разработчике ПКК.

Наземную отработку бортовой НА производят по программам, созданным разработчиком НА в соответствии с нормативной документацией, и согласовывают с постановщиком КЭ и головным предприятием-разработчиком ПКК.

НА, документацию на нее и расходуемые материалы должен поставлять головному предприятию-разработчику ПКК разработчик НА.
В состав поставки должны входить:

  • контрольно-измерительная аппаратура и оборудование для обслуживания НА при наземной подготовке на этапах входного контроля и в составе КА, перечень которых определяют в техническом задании на НА;
  • конструкторская и эксплуатационная документация на НА в объеме, установленном в техническом задании на НА;
  • макеты и летные образцы НА.

Поставку серийной (покупной) НА и расходуемых материалов к ней обеспечивает разработчик НА в соответствии с техническим заданием на КЭ или программой КЭ.

На этапе создания НА необходимо обеспечивать:

  • подготовку средств наземного обеспечения КЭ и средств приема и обработки полученных материалов;
  • разработку, при необходимости, специального математического обеспечения для подготовки сеансов КЭ и обработки полученных материалов.
Эти работы выполняет постановщик КЭ в соответствии с программой КЭ с привлечением, при необходимости, соисполнителей.

Разработка программно-методического обеспечения

К программно-методическому обеспечению КЭ относят разработку программ, методик и инструкций по выполнению отдельных работ и операций в процессе подготовки, проведения КЭ и обработки полученных материалов.

Программа КЭ должна быть согласована с организациями-участницами КЭ в части, их касающихся, с тематической секцией КНТС и утверждена головным предприятием-разработчиком ПКК и организацией-постановщиком КЭ. В программе КЭ предусматривают обеспечение требований технического задания на КЭ, определяют содержание и объем основных работ по КЭ, требования к их выполнению, обязанности и взаимодействие участников КЭ на всех стадиях его выполнения.

Постановщик КЭ разрабатывает основные методические положения по КЭ, которые должны содержать:

  • последовательность подготовки НА к проведению КЭ;
  • порядок взаимодействия НА с задействованными в КЭ наземными и другими средствами;
  • номенклатуру и содержание сопроводительных данных, необходимых для последующей интерпретации полученных материалов (например, режим ориентации ПКК во время проведения КЭ, фактические температуры поверхности приборов и агрегатов и т. п.);
  • порядок накопления на борту и доставки на Землю полученных результатов КЭ;
  • действия экипажа при проведении КЭ и т. п.

Основные методические положения по КЭ согласовывают с организациями-участницами КЭ в части, их касающейся, и с головным предприятием-разработчиком ПКК.

Обязательным методическим документом является методика проведения КЭ, в которой определены последовательность выполнения операций с НА и служебными системами ПКК, а также действия экипажа при проведении КЭ. Методику проведения КЭ используют при подготовке эксплуатационной документации по КЭ, обучении экипажа и в процессе работы персонала ЦУП.

Методику проведения КЭ разрабатывают в соответствии с техническим заданием на КЭ, программой КЭ, основными методическими положениями по КЭ, эксплуатационной документацией на НА и согласовывают с участниками КЭ в части, их касающейся. "

Другие программно-методические документы разрабатывают в соответствии с программой КЭ.

Программа КЭ в общем случае содержит следующие разделы:

  • общие положения;
  • назначение эксперимента;
  • средства и НА;
  • наземная подготовка эксперимента;
  • порядок проведения эксперимента;
  • организация и обеспечение сеансов КЭ;
  • обработка материалов КЭ;
  • обязанности участников КЭ;
  • перечень документации;
  • критерий степени выполнения КЭ;
  • перечень организаций, которым рассылаются отчеты по КЭ.

В зависимости от особенностей эксперимента допускается исключать или вводить другие разделы.

В разделе "Общие положения" указывают наименование КЭ, номер технического задания на КЭ и дату его утверждения, номер КА, на котором планируют проведение КЭ или доставку НА, индекс КЭ в программе реализации НПИ.

В разделе "Назначение эксперимента" описывают объекты исследований и содержание КЭ, указывают цель проведения КЭ, устанавливают конкретные задачи, которые должны быть решены при проведении КЭ.

В разделе "Средства и НА" указывают:

  • состав и назначение средств обеспечения (космических, воздушных, морских и др.), используемых при подготовке и проведении КЭ;
  • состав и назначение НА, используемой в КЭ, и устанавливаемой как на КА, так и на средствах обеспечения;
  • состав средств регистрации научной информации, получаемой в процессе КЭ.

В разделе "Наземная подготовка эксперимента" перечисляют виды и назначение наземных испытательных и контрольно-измерительных работ с НА в составе КА и его макетов, устанавливают требования к выполнению этих работ, определяют порядок обмена информацией, полученной при наземной подготовке НА, и программу подготовки экипажа.

В разделе "Порядок проведения эксперимента" устанавливают:

  • порядок доставки на ПКК НА и расходуемых материалов;
  • перечень и назначение основных операций по установке, подготовке, наладке и техническому обслуживанию НА на борту ПКК и требования к их выполнению;
  • требования, определяющие необходимые условия проведения сеанса КЭ, в том числе требования к взаимному расположению ПКК и средств обеспечения;
  • последовательность основных операций, выполняемых в процессе подготовки и проведения сеанса КЭ, ориентацию ПКК и точность ее поддержания и т. п.;
  • требования к планированию сеансов КЭ и операций технического обслуживания НА;
  • объем исследований и порядок возвращения научных материалов, полученных в процессе КЭ, и сопроводительных данных на Землю.

В разделе "Организация и обеспечение сеансов КЭ" указывают перечень оперативных групп, формируемых из представителей специалистов-участников КЭ, их состав, размещение, решаемые ими 'задачи и порядок взаимодействия; устанавливают виды работ, выполняемых при подготовке сеанса КЭ на Земле, их содержание и порядок проведения; определяют порядок и сроки обмена информацией при подготовке сеанса КЭ и в процессе его проведения, а также требования к организации связи.

В разделе "Обработка материалов КЭ" устанавливают:

  • материалы, получаемые в процессе КЭ;
  • форму представления и порядок передачи материалов постановщику КЭ;
  • состав и порядок обработки полученных научных материалов;
  • порядок и сроки разработки и рассылки отчетной документации о результатах проведения КЭ.

В разделе "Обязанности участников КЭ" указывают состав участников КЭ и устанавливают их обязанности на каждой стадии КЭ.

В разделе "Перечень документации" указывают перечень и порядок прохождения программно-методической и эксплуатационной документации, разрабатываемой участниками КЭ для проведения и обеспечения КЭ.

Форма титульного листа программы КЭ приведена в приложении Б.

Комплексные мероприятия по обеспечению космического эксперимента

На этапе комплексных мероприятий по обеспечению КЭ наземную подготовку КЭ осуществляют в рамках подготовки полета КА.

Комплексные мероприятия включают в себя:

  • выпуск проектной, конструкторской и эксплуатационной документации на доработку ПКК (при необходимости);
  • разработку программы реализации НПИ;
  • наземные автономные и комплексные испытания НА в составе экспериментальных и штатного образцов КА;
  • подготовку экипажа КА;
  • подготовку наземных средств обеспечения КЭ;
  • выпуск заключения о готовности КЭ;
  • выпуск пакета данных по безопасности ПКК при выполнении КЭ.

Комплексные мероприятия должны выполнять головное предприятие-разработчик ПКК и организации- участники работ.

Программа реализации НПИ состоит из тех КЭ, техническая готовность которых и располагаемые ресурсы ПКК позволяют рассчитывать на проведение этих КЭ в запланированные программой сроки.

Программа реализации НПИ подлежит согласованию с тематическими секциями КНТС, чьи КЭ включены в программу, с постановщиками КЭ, включенными в эту программу, и утверждению головным предприятием-разработчиком ПКК.

В программе реализации НПИ должны быть приведены:

  • наименование КЭ, его индекс, постановщик и другие участники КЭ, научный руководитель КЭ;
  • задачи КЭ;
  • краткая техническая характеристика КЭ, состав используемой НА и ее основные характеристики;
  • объем исследований и планируемые сроки проведения КЭ;
  • порядок передачи полученных научных материалов КЭ постановщикам КЭ.

Наземные автономные и комплексные испытания НА в составе КА или его макета должны подтвердить возможность расчетного взаимодействия служебных систем КА с бортовой НА для обеспечения получения предполагаемых научных результатов. По результатам проведенных испытаний выпускают протокол, который должен быть включен в заключение о готовности КЭ.

Подготовка экипажа должна обеспечивать выполнение им всех запланированных для него операций при осуществлении эксперимента. Подготовку экипажа выполняют по программам, разрабатываемым головным предприятием-разработчиком ПКК. Подготовленный к выполнению КЭ экипаж подписывает информированное согласие экипажа на участие в эксперименте, если в этом эксперименте экипаж выступает объектом исследований.

Подготовка наземных средств обеспечения КЭ включает в себя развертывание и приведение в рабочее состояние к началу эксперимента привлекаемых или создаваемых специально средств обеспечения КЭ (наземных, морских, воздушных и т. д.), обеспечивающих внешние по отношению к ПКК условия проведения КЭ.

Заключение о готовности КЭ, разрабатываемое для сложных и ответственных КЭ, должно содержать:

  • наименование, индекс и все остальные реквизиты КЭ;
  • перечень блоков и агрегатов, входящих в состав НА, их точные наименования, индексы и заводские номера;
  • перечень ТЗ, по которым произведена разработка всех блоков и агрегатов, входящих в состав НА;
  • перечень ТУ, на соответствие которым изготовлены и испытаны блоки и агрегаты НА;
  • перечень программ, в соответствии с которыми проводилась наземная отработка НА, и перечень протоколов с результатами этой отработки;
  • перечень актов о выполнении автономных и комплексных испытаний бортовой НА;
  • перечень протоколов совместных испытаний служебных бортовых систем КА с бортовой НА;
  • перечень актов о развертывании и приведении в рабочее состояние средств поддержки КЭ;
  • перечень актов и протоколов о готовности экипажа к проведению КЭ и о наличии на борту ПКК всей необходимой бортовой документации для экипажа;
  • перечень всей необходимой полетной программно-методической документации по КЭ, перечень заключений (актов) о готовности материальной части и персонала ЦУП к проведению КЭ.

Пакет данных по безопасности ПКК при проведении каждого КЭ разрабатывает головное предприятие-разработчик ПКК.
Пакет данных должен содержать следующие документы:

  • заключение о летной безопасности КЭ;
  • отчет о мерах предупреждения типовых опасностей;
  • отчет о мерах предупреждения уникальных опасностей.

Заключение о летной безопасности КЭ должно содержать:

  • индивидуальное буквенно-цифровое обозначение заключения, указываемое организацией, которая его утверждает;
  • название (обозначение) КЭ, его цель и задачи;
  • категорию КЭ с точки зрения безопасности (1 - неопасный КЭ, 2 - при наличии опасностей в процессе проведения КЭ);
  • краткое описание КЭ и НА;
  • применимость - область распространения заключения (например, на время проведения КЭ на борту ПКК);
  • результаты анализа опасностей (например, конструкция КА, НА и методика проведения эксперимента безопасны; отступления от требований к безопасности или не устраненные отказы отсутствуют - при наличии таковых приводится перечень).

Отчет о мерах предупреждения типовых опасностей должен содержать:

  • индивидуальное буквенно-цифровое обозначение (аналогично заключению о летной безопасности);
  • срок действия представляемого отчета;
  • дату заполнения или пересмотра отчета;
  • перечень НА;
  • тип КА или модуля ПКК, на котором планируют эксплуатацию или хранение НА;
  • описание каждой потенциальной опасности (потенциально опасной ситуации, возникающей в результате небезопасных действий или условий);
  • меры предупреждения каждой опасности (конструктивные особенности и методы, которые используют на всех стадиях разработки оборудования для предупреждения опасностей, в том числе выбор материалов, обеспечивающий микробиологическую, токсикологическую и пожаробезопас-ность);
  • результаты завершенных испытаний, расчетов или проверок.

Отчет о мерах предупреждения уникальных опасностей должен содержать:

  • индивидуальное буквенно-цифровое обозначение;
  • срок действия представляемого отчета;
  • перечень НА, на который распространяют данный отчет;
  • название уникальной опасности (определяют, как потенциально опасную ситуацию, возникающую в результате небезопасных действий или условий);
  • категорию опасности (критическая, если в случае возникновения опасности возникнет угроза здоровью экипажа; катастрофическая, в случае возникновения угрозы жизни экипажа);
  • краткое описание опасности;
  • перечень причин возможного возникновения данной опасности;
  • меры предупреждения данной опасности;
  • результаты завершенных испытаний, расчетов или проверок.

<< Вернуться